Высказывания Учителей




Морис Николл



О снах

Вы помните учение Работы о высших центрах?

Учение говорит, что высшие центры полностью развиты в нас и постоянно проводят нам смысл, только мы не можем услышать их. Мы не можем услышать их более тонкие вибрации. Мы настроены на жизнь Земли и пяти органов чувств. Очень часто Гурджиев говорил, что если бы мы только прислушались к себе, прежде чем приступить к какому-то предприятию, мы бы осознали, насколько это бесполезно. Но к чему мы прислушиваемся в нашей обычной повседневной жизни — т.е. в нашей жизни обычного сна? Мы слушаем самые грубые «я», самые механичные «я», те «я», что обращены к внешней жизни и ее мелким событиям. Мы слушаем свои ревнивые «я», обиженные «я», негативные «я» и т.д. И в этом смысле мы не способны услышать влияния, которые постоянно спускаются к нам из высших центров. Мы даже не прислушиваемся к своему здравому смыслу — т.е. к высшим частям наших обычных центров. И однако все время существуют влияния, что ясно выражено в диаграмме Луча Творения, которые пытаются коснуться нас и помочь нам достичь лучшего понимания, вылечить нас от наших жизненных болезней и таким образом привести нас к нашему собственному внутреннему развитию. Иногда эти влияния достигают нас в виде снов. Когда мы отрезаны от своих пяти органов чувств, внешний мир, который они регистрируют, исчезает, и мы переходим в другой мир, мир нашей невидимой сущности, о которой и говорит эта Работа.

Постоянное воздействие ложной личности со всеми ее интригами делает нас буквально глухими, слепыми и немыми, так что все становится ложным, даже то, что мы называем самыми искренними своими моментами.

Понимаете ли вы, кто такой немой человек Евангелий? Человек, который никогда не может говорить, исходя из своего понимания — это немой человек; человек, который всегда говорит из разных «я» ложной личности, это немой человек — немой, потому что он не способен сказать что-либо подлинное. Точно так же слепой человек — это тот, кто никогда ничего не видит, никогда не видит смысла чего бы то ни было; а глухой человек — это тот, кто никогда не способен что-либо услышать, даже если это говорится снова и снова. У него нет ментальных ушей, чтобы слышать. Мы все глухие, немые и слепые в отношении учения, которое существует на протяжении веков, и только Христос — т.е. эта Работа — может исцелить нас. И не только это, мы глухи, немы и слепы в отношении самих себя, в отношении тех центров в нас, которые постоянно говорят нам, что мы должны делать, но только мы не понимаем их языка. Поэтому, пожалуйста, поймите, что в вас самих уже есть Работа, во всех вас, а внешняя форма Работы, учение, ее изучение и практика нацелены на то, чтобы вы раскрылись навстречу тому, что уже есть в вас, тому, с чем мы все потеряли связь из-за того, что заснули. Поэтому нет ничего странного в том, что иногда нас посещают переживания, которые не имеют ничего общего с тем, что мы считаем своей единственной формой жизни, и когда внешние органы чувств затихают, мы иногда переживаем совершенно удивительные сны, которых мы совсем не понимаем.

Что касается снов, в структуре которых присутствуют следы Эмоционального или Высшего Эмоционального Центра, я просто скажу, что речь в этих снах почти всегда идет о вас самих. Они говорят вам о вашей внутренней ситуации и внутреннем состоянии. Иногда они представляют ваше внутреннее состояние с помощью людей и ситуаций. Люди могут олицетворять разные «я» в вас, а могут и не олицетворять их. Общая ситуация, в которой вы находитесь с психологической точки зрения, может быть представлена в виде зданий, пейзажа и т.д. Сон может быть совершенно субъективным — т.е. касаться только вас и вашего внутреннего состояния — или может также иметь некоторые объективные элементы, т.е. быть связанным с тем, как вы ведете себя в действительности и т.д. Или он может представлять ваше внутреннее состояние таким образом, что вы видите, как вы воспринимаете что-то совершенно неправильно, исходя из прежнего, жизненного восприятия вещей. Вы знаете, что мы должны воспринимать все по-новому в Работе. Иногда сон, который носит следы Высшего Эмоционального Центра, может дать вам представление о Работе и ваших взаимоотношениях с ней. Конечно, к этому примешаются личные ассоциации — т.е. личность — однако общая форма и смысл могут, так сказать, дойти до вас. Я приведу вам пример сна такого рода, касающегося жизни и Работы, а также опасности, которая возникает, если вы смешиваете их в своем мышлении и своей оценке. Этот сон связан с тем фактом, что если человек стремится работать, он должен очень осторожно относится к тому, как он идет по жизни.

«Мы жили на какой-то ферме. Вокруг нас были рабочие люди. Особенность этой фермы заключалась в том, что куда бы вы ни пошли, вам приходилось передвигаться по трапам, которые держались на сваях и возвышались над болотами грязи и навоза, часто встречающимися на фермах. Если вам случалось поскользнуться, то вы просто оказывались по уши в этом болоте, а если вы роняли что-то, то теряли это навсегда. Когда мы, бывало, сидели за столом и забывали, разговорившись, о том, что находится под нами, то, внезапно пробудившись, мы обнаруживали, что наши ноги болтаются в этой мерзости. Нам нужно было постоянно помнить о том, что мы должны держать ноги высоко над этой грязью...»

Странный сон. Если воспринимать его буквально, то можно подумать, что речь в нем идет о трапах, сваях, грязи и т.д. Можно запросто сказать, проснувшись: «Какое отношение имеет ко мне эта ферма в грязи, где нужно соблюдать осторожность, когда ходишь?» Но почему возник этот сон с хорошо построенным сюжетом? Что олицетворяют его образы? Какие идеи присутствуют в этом сне? Как вы считаете, может ли он, к примеру, олицетворять отождествление с жизнью? Как вы считаете, может ли он говорить о том, что нужно постоянно помнить себя, когда идешь по жизни? В этом сне говорилось, что если вы что-то роняли, то это терялось. Работа говорит: все, что вы делаете механически, потеряно для вас. А что Работа говорит о разговоре? Разве она не говорит, что здесь мы больше всего забываем себя? И однако же, я должен сказать, этот сон приснился именно в таком виде человеку, который не знал, что это все означает. Подумайте об этом сне, ибо, в каком-то смысле, он предназначен для каждого в Работе. Считаете ли вы, что жизнь должна соответствовать вашим ожиданиям — или вы повзрослели и понимаете необходимость создавать свою собственную жизнь? Жизнь — это грязь, если вы не изучили науку трапов, свай и т.д. Но большинство людей погружены в эту грязь и хотят оставаться в ней.

Язык снов — это не язык формирующего аппарата, которым мы пользуемся. Сны не выражаются в форме слов. Они выражаются на языке образов. Язык образов сравним с языком притч. Хотя притчи и выражены с помощью слов, они указывают на образы. Наши сны, как вы все знаете, не выражены в словах, но если вы хотите описать свой сон, то вам приходится выражать его словами и вы быстро теряете его смысл. На самом деле, вы не можете выразить сон в словах, разве что очень убого. С притчами все совсем наоборот. Они обычно выражены в очень простых словах, но передают образы. Притчи передают образы с помощью слов: однако смысл лежит не в словах, а в образах. Человек, который воспринимает все буквально, решит, что настоящий сеятель пошел сеять и настоящее семя упало на камни и т.д., но притча о Сеятеле и Семени превышает пределы любых слов и переходит в сферу языка Высшего Эмоционального Центра, который использует только образы и поэтому является понятным для всех — т.е. мы видим зарождение универсального языка, который является языком Высшего Эмоционального Центра.

Одна из самых удивительных вещей состоит в том, что люди воображают себя связанными только с внешним миром. Работа учит, что мы связаны с внутренним, невидимым миром и наше присутствие в этом мире — это самое главное. Многие сны связаны с нашим положением в этом внутреннем, невидимом мире, из которого возникают наши кошмары и приходит большая часть наших несчастий. Каждый из вас связан с разными «я», с разными частями, так сказать, огромного здания, которое иногда может вам сниться. В какой комнате вы находитесь? Внутри нас есть комнаты, в которых мы можем жить в комфорте или в дискомфорте, и внутри нас есть радио, которое мы можем настроить на одну группу влияний или на другую группу влияний. Мир в наше время настолько ушел в сферу органов чувств и материи, что для большинства людей кажется невероятным существование другого мира, с которым они должны установить связь, чтобы обрести хоть какое-то душевное спокойствие и какой-то центр тяжести. Большинству кажется невероятным, что существует внутренний мир, который можно начать осознавать только посредством самонаблюдения, с помощью Наблюдающего «Я», которое является внутренним органом чувств. Попробуйте замечать, где вы находитесь в себе в данный момент, с какими мыслями вы соглашаетесь, с какими чувствами отождествляетесь. Вы уже обрели возможность внутренней свободы от самого себя, от своих механических реакций, от своих механических мыслей и чувств, вызванных внешними обстоятельствами? Или вы воспринимаете все так, как делали это всегда? Ваш внутренний, невидимый мир намного больше, и в нем гораздо больше интересных вещей, чем в этом внешнем мире, на который вы всегда смотрите через пять окон ваших органов чувств; в вашем внутреннем, невидимом мире на вас всегда воздействуют влияния с высших и низших уровней, и все высшие влияния пытаются исцелить вас, пытаются помочь вам понять, как жить в этом мире. Но, как вы знаете, пока мы отождествляемся со всеми своими страданиями, с нашей ложной личностью, буферами, внутренними счетами, жалостью к себе, воспоминаниями, с тем, что, как мы считаем, приносит нам счастье, мы не можем почувствовать эти влияния, способные освободить нас и позволить нам вырасти.

Если вы начали понимать Луч Творения, то вы знаете, что на вас все время воздействуют влияния и эти влияния обладают разным качеством. Эти влияния регистрируются нашим психическим аппаратом в соответствии с его уровнем, или, выражаясь другими словами, мы воспринимаем Высшие или Низшие влияния в соответствии с нашим уровнем Бытия. Эта Работа говорит нам, что нужно пытаться слушать себя. Конечно, если бы слушать было нечего, то такой совет казался бы просто нелепым, но если вы будете созерцать Луч Творения и все те влияния, что спускаются по Лучу, то вы не будете считать такой совет нелепостью. Мы должны всегда помнить, что существуют высшие влияния, воздействующие на нас в этот момент, но если мы приклеены к собственным органам чувств и совершенно отождествлены со всем, что делаем, то мы не можем осознать эти влияния.

Давайте рассмотрим этот сон…

Вы видите, что структура этого сна связана с трясиной, болотистой землей, нам нужно учиться ходить по этому болоту и быть очень осторожными. Я упомянул вскользь, что этот сон говорит о жизни и о том, как мы идем по ней. Нас могут постоянно засасывать ситуации, которые создает жизнь, в бизнесе, в личных делах или в общественной жизни. Но вся Работа касается неотождествления с этим болотом и, выражаясь образным языком притч, смысл в том, что мы должны научиться держать ноги над этим болотом. Нужно сказать, что болото находится не вне, а внутри нас. Возьмем, к примеру, болото негативных эмоций. Внутри оно или снаружи? Возьмите любую форму сведения счетов, ощущение того, что вам кто-то что-то должен, горечь по этому поводу и т.д. Мы уже немного знаем об этом. Мы знаем, что значит иметь трапы, сваи и проявлять осторожность, чтобы не оказаться в этой грязи. Это значит, мы должны проявлять осторожность в отношении того, как мы ходим в самих себе. Это психологический вопрос — т.е. он касается того, что внутри нас.

Теперь я процитирую несколько интересных отрывков, связанных с этим сном, которые я нашел в Ветхом Завете. Я должен предварительно ввести слово «яма». Как вы понимаете, этот сон говорит о том, что мы должны пытаться не падать в яму, не падать в болото. Вы можете очень легко попасть в такой период жизни (и большинство людей остаются в этом периоде навсегда), когда вы создаете себе яму негативов, безнадежности, жалости к себе, внутреннего учитывания, а также приписывания всего внешним обстоятельствам, внешним людям и т.д. — и в конце концов совершенно отождествляетесь с внешними вещами, которые не обладают никакой ценностью. Кроме того, вы можете попасть в яму отсутствия каких-либо усилий в отношении самого себя.

Я процитирую несколько отрывков из Священного Писания, относящихся к этой теме:

«Господь поднял меня из ямы, из болотистой глины, и поставил меня на камень». (Господь — это эзотерическое учение).

«Господи, ты вывел душу мою из ада, ты спас меня от тех, кто спускается в яму и в болото». (Если вы чувствуете, что вам есть за что держаться, то вы можете остаться в живых).

Когда псалмопевец отчаивается в самом себе, он говорит: «Я записан с теми, кто спускается в яму, я записан как человек без силы. Ты устроил мне яму в нижних землях, во тьме и в глубине». (Он чувствует, что засыпает).

«Возрадуйся ... смотри, твой Царь идет к тебе. Он справедлив, беден и едет на осле... он вызволит тебя из глубокой ямы, где нет воды». Эта последняя фраза обладает очень глубоким значением, вы понимаете, что «глубокая яма без воды» означает «состояние, в котором нет правды и нет понимания».

Вернемся к Евангелиям. Христос сказал фарисеям — т.е. людям, которые уверены в своей правоте и приписывают все себе: «Оставьте их. Они слепые вожди слепых. Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Можно привести, я полагаю, сотню других примеров из Священного Писания о значении этой ямы, болота, грязи, которые каждый из нас должен увидеть в себе, осознав их смысл в отношении самого себя. Вы видите из этого сна, который мы обсуждаем, что речь идет именно об этой теме. Это, так сказать, эзотерический сон — т.е. сон, который пришел из высших центров. Если человеку приснился такой сон, он не должен приписывать его себе, своей даровитости. Это формулировка, касающаяся Работы, а Работа, как вы много раз слышали, это то, чему нас научили бы высшие центры, если бы мы могли услышать их. Работа не есть что-то изобретенное или выдуманное. Это не психологическая система, выдуманная каким-то обычным человеком. Он исходит от Высшего Человека, из сознательных влияний, от тех, кто соприкасается с высшими центрами. Но поскольку мы не способны услышать непосредственно сами высшие центры из-за нашего состояния глубокого сна, их внутреннее учение, постоянно поступающее к нам, к которому мы остаемся глухи, было превращено во внешнюю систему Работы, разработанную теми, кто уже контактирует с высшими центрами. Другими словами, мы должны учиться внешне, извне, из наших органов чувств тому, что мы уже могли бы знать, если бы только были способны слышать себя и успокаивать повседневный шум машины личности.

Давайте поговорим о том, какое психологическое значение могут иметь трапы. Вы способны представить себе, что может означать этот образ, сравнимый с образами притч? Или что могут означать сваи? Я бы хотел, чтобы вы обсудили это и также значение другого образа — как понять то, что ваши ноги оказываются в болоте, когда вы разговариваете. Вы не могли не заметить, что когда вы говорите что-то наобум или выказываетесь плохо о других людях, то теряете силу, но если вы воздерживаетесь от этого, то чувствуете себя сильнее. «Молчание дает силу». Вам нужно научиться молчать, когда вы говорите. Сила — это внутреннее ощущение чистоты и цельности. Конечно, вы всегда можете сказать тысячу вещей, вы можете отравить других своими негативными эмоциями, вы можете распространять самые неприятные вещи, вы можете намекать на то, что было сказано — все это затягивает вас в болото, а именно этого вы и должны избегать. Все должны видеть свое болото.

Часто болотом является то, что сам человек совсем не считает болотом. Он, к примеру, думает, что у него есть право беспокоиться, постоянно говорить о разных вещах в жизни, о бизнесе, о своих делах, о личных трудностях. Говорить сознательно о своих делах — это не то же самое, что говорить механически. Говорить сознательно, повторяю — нечто совсем иное, чем говорить механически. Что значит говорить сознательно, к примеру, о своих проблемах? Это значит излагать или формулировать их, а формулировка предполагает двустороннее сознание, т.е. вы должны осознавать, что вы собой представляете и что представляет собой другой человек и т.д. Просто попробуйте сделать это. Вы заметите, что в этом случае вы ограничиваете самые разные механические «я» в вас и лишаете их возможности говорить. Если вы сделаете это, то поймете, что такое сила. Помните, как жалуется псалмопевец, что он провалился во внутреннюю яму, ибо у него не было внутренней силы. Помните, что ваша жизнь принадлежит вам, и в этом смысле никто, кроме вас самих, не может вам помочь. Но Работа может вам помочь, если вы будете применять ее. Мы можем достичь определенной стадии личной работы, а потом снова проваливаться в это болото. Сначала мы этого не замечаем, но через некоторое время мы начинаем осознавать свои внутренние состояния, и тогда, если Работа действительно что-то значит для нас, мы начинаем чувствовать, что не можем больше выносить это болото. Это значит, на нас начал воздействовать внутренний вкус Работы. Тогда нас уже больше не делают несчастными внешние трудные условия, и мы начинаем чувствовать печаль по-новому — т.е. в отношении нашего внутреннего состояния, того места, где мы находимся в самих себе. Когда достигнута эта стадия, мы можем быть уверены, что Работа начала воздействовать на нас непосредственно. И тогда мы узнаем: единственное, что может спасти нас от этой «Фермы Грязи», это практическое применение того, чему нас учит Работа.

Если вы уступаете негативным «я», уступаете негативному воображению, ощущению, что все несправедливо, отождествлению и, следовательно, любому сомнению и т.д., это значит, вы не пользуетесь ни трапами, ни сваями, ни другими аппаратами Работы. Вся эта Работа нацелена на то, чтобы поднять нас над тем, что мы можем назвать «Фермой Грязи». Но помните, что «Ферма Грязи» — это вы сами. Работа предназначена для того, чтобы поднять нас на новый уровень понимания. Это значит поднять нас на следующий этаж в нашей личной эволюции, туда, где нет грязи.

Я привожу в пример этот сон, поскольку он иллюстрирует первую стадию или уровень. Следующий уровень не охвачен этим сном. Сон показывает, что мы должны делать на том уровне, где мы находимся, на нашем уровне Бытия, представленном в виде грязи. В то же время он показывает, с точки зрения знания, что существуют определенные вещи, которые мы должны практиковать — т.е. использование трапов и свай и осторожное передвижение по этой грязи в нас самих. Другими словами, этот сон олицетворяет первую стадию в Работе, в ее практическом применении. Заметьте прекрасную формулировку, которую Высший Эмоциональный Центр использует для изложения идей Работы. Эта формулировка так же прекрасна, как та, что используется в притчах Евангелий.

(Морис Николл “Психологические комментарии к учению Гурджиева, Успенского”)


Hosted by uCoz