Высказывания Учителей
Сатья Саи Баба
Последователь: Свами, как лучше всего относиться к миру?
Свами: Не думайте о мире. Не теряйте время на размышление о мире и своих взаимоотношениях с людьми. Они не постоянны. Они не будут длиться вечно. Обратите своё внимание на то, что постоянно, что неизменно. Всё, что связано с миром и людьми, относится только к телу. Тело подобно пузырьку на поверхности воды. Ум подобен бешеной обезьяне. Не следуйте ни за телом, ни за умом. Следуйте за совестью. Она выше ума. Она неизменна. Совесть есть голос Бога. Голос неизменной Истины внутри.
"Мир не ваша забота. Это забота Бога. Вы должны думать о Боге, а о мире пусть заботится Бог."
Последователь: Свами, как отличить голос совести от других голосов?
Свами: Когда слышится много голосов, это можно назвать сознательным восприятием (conscious), но не совестью (conscience). Сознательное восприятие относится к маленькому "я" (эго), оно связано с умом. Здесь может быть множество голосов и различий. Но голос совести всегда один. Он не подвержен изменениям. Вы должны различать эти понятия.
( Далее Свами пояснил следующие понятия: сознательное восприятие (conscious), совесть (conscience) и сознание (consciousness). Сознательное восприятие относится к объективному миру со всеми его многочисленными и разнообразными объектами и явлениями. Чистое сознание или Чайтанья есть Высший Дух, Высшее Осознавание (awareness), которое представляет Единую Вездесущую Реальность. Совесть исходит из Чистого Сознания и является внутренним голосом Истины. Совесть это душа, божественная искра. В своём духовном восхождении мы продвигаемся от мирского уровня к Божественности, пребывающей в сердце, то есть от сознательного восприятия к совести и затем к конечной Высшей Реальности - Чистому Сознанию, что соответствует трём этапам (стадиям) духовной жизни.
Свами (продолжая): В самом начале вы осознаете только физические взаимоотношения. Вы говорите: Я последователь. Я инструмент. Я слуга. Я вестник Бога. Это стадия двайты. 'Двайта' означает 'двойственность'. Между вестником Бога и Богом большая разница. Здесь отношения хозяина и слуги, где Бог - хозяин, а вы - слуга. Это начало развития преданности, первая ступень. Вначале вы просто последователь, вестник. Это начальная стадия. Затем вы говорите о внутренних, более тонких взаимоотношениях. Вы говорите: Я искра Божья. Бог - мой Отец. Я - дитя Бога. Вначале вы говорите Богу: О Господь, Ты очень дорог мне. Но теперь уже Бог говорит вам: Ты, сын мой, очень дорог Мне. Ты всегда близок и дорог Мне. Здесь вы с Богом в семейных отношениях. На этой стадии вы - дети Бога. Здесь у вас уже не внешние, а внутренние взаимоотношения. Это стадия вишишта-адвайты. Это вторая ступень духовного пути. 'Адвайта' означает 'недвойственность', 'вишишта' означает 'видоизменённый'. Таким образом, вишишта-адвайта, хотя ещё и не полная недвойственность, но уже не двойственность. И наконец вы осознаёте, что есть только Один Единый. Теперь вы чувствуете: Я и Бог нераздельное Целое. Мы Один Дух.
( Свами сказал, что это - истинное взаимоотношение, которое постоянно. Он сказал, что Иисус достиг полной Само-реализации только на кресте. На кресте Иисус сказал: Я и Мой Отец едины. Это стадия адвайты, полной недвойственности. )
Свами (продолжая): Здесь уже нет никакого различия между вами и Богом. На самом деле этого различия никогда и не было. Оно всегда было только в вашем воображении. Чувство разделённости было в вашем уме. Не существует отдельно "я" и Бога, которые стали едиными. Всегда был лишь Один без второго. В этом случае вы только можете сказать "Я есть Я" (Ахам Ахам) или просто "Я есмь". На этой конечной стадии вы не скажете даже Я есть Бог, потому что в этом высказывании всё ещё присутствует двойственность. Всё, что вы можете сказать, это просто Ахам, просто Чистое Я.
"Это и есть наивысшая Истина. Чтобы достичь этого высшего состояния, вы не должны никогда позволять себе думать, что вы и Бог раздельны. Всегда думайте: Бог со мной. Он внутри меня. Он вокруг меня. Он надо мной. Всё, что есть, это Бог. Я сам Бог. Я есть бесконечность. Я есть вечность. Я не двое. Я Один, только Один. Кроме Меня нет больше никого. Я и Бог - Одно и То же.
"Чтобы осознать это единство, в первую очередь, надо развить веру в себя.
Последователь: Свами говорит, что Бог это всё. Если всё - Бог, то значит, и тело - Бог?
Свами: Если вы будете думать только о Боге, тогда для вас всё будет Богом. Но вы сейчас думаете о теле, а не о Боге. Тело - это инструмент, храм. Оно состоит из материи, а материя всё время изменяется. Мир также всё время изменяется. Но Бог не подвержен изменениям. Бог - это Единый, неизменный Дух.
Последователь: А тело Свамиджи тоже всего лишь инструмент?
Свами: Тело Свами такое же, как и другие тела. Все тела всего лишь инструменты. Все тела не вечны. Они рождаются и умирают. Постоянным является Тот, кто пребывает в теле. Это Атман. Это вы. Это ваша истинная сущность. Вы есть Атман, а не это тело.
Последователь: Свамиджи, как подняться до такого высокого уровня? Как стать совершенным?
Свами: Через любовь, только через любовь. Развивайте божественную любовь, развивайте прему. Божественная любовь самоотверженна. Человеческая любовь, по большей части, эгоистична. Всё время она думает только об этом маленьком "я". Маленькое "я" есть эго. Эгоизм - это очень плохое качество. Эго всё воспринимает как отдельное. Оно видит во всём двойственность. Вы должны устранить это "эго" и видеть только единство. Там, где есть двойственность, никогда не будет божественности. Думайте только о том, что лежит в основе всего. Но для вас сейчас главное одно - желания, желания, желания: Я хочу это! Я хочу то! Все эти желания подобны проплывающим по небу облакам. Они приходят и уходят. В данную минуту они приносят удовольствие, но в следующий момент - уже боль. Они не могут дать вам постоянной радости. Они и составляют ум: ум есть не что иное, как пучок желаний. Каждая мысль в уме идёт от желания.
"Не следуйте за умом. Не следуйте за этими преходящими облаками. Желания приходят и уходят. Но нравственность приходит и умножается. Нравственность очень важна. Следуйте за нравственностью. Живите нравственной жизнью.
Последователь: Всё ли предопределено? Например, время, которое нам потребуется, для того чтобы слиться с Богом? Несёт ли человек на себе какие-либо знаки, указывающие, когда он окончательно сольется с Богом и достигнет самореализации?
Свами: Для Атмана не существует ни времени, ни формы. Он выше времени и выше формы. В Атмане все едины. Помните об этом единстве. Живите в этом единстве. Сделайте это своей целью. Все едины. Относитесь ко всем одинаково.
Последователь: Баба, какое взаимоотношение существует между Атманом и индивидуальной личностью?
Свами: Где Атман? Атман везде. Откуда вы это знаете? Вы не знаете? Всё, что вы сейчас говорите, идёт от вашего воображения. У вас нет практического опыта. Займитесь духовной практикой. Познайте это на опыте. Практикуйте это. Живите этим. Осознайте это.
Последователь: Но Свами, я хотел спросить; существует ли индивидуальное высшее Я, которое каким-то образом связано со мной?
Свами: Индивидуальная личность существует только в вашем воображении, в вашем уме. Это просто иллюзия. Это майя. Если есть только Атман, Один без второго, если Атман везде, то где же эта индивидуальная личность? Только в воображении. Реален только Атман. Осознайте это через медитацию.
Последователь: Так,значит, Свами, в действительности не существует никакого индивидуального высшего Я, связанного с этим телом, которое судит меня и руководит мной?
Свами: Вы всё еще на сто процентов находитесь на уровне телесного сознания. Устраните его. Избавьтесь от него. То, что останется, будет сознанием Атмана. И тогда не будет ни гнева, ни злобы, ни зависти, ни ревности, никаких желаний, никакого эго, только полная ананда, только блаженство, блаженство, блаженство; только чистая радость.
Последователь: Свами, существую ли я вообще как индивидуальная личность?
Свами: Я-я-я! Вначале вы должны узнать, кто есть я?
Последователь: Так что, Свами, получается, вообще нет ничего индивидуального?
Свами: Когда вы осознаете Атмана, тогда отдельной индивидуальной личности не будет. Отдельные личности можно сравнить с различными электрическими лампочками. Будет различие в мощности. Будут также различия в размере, цвете, форме, названии и сроке годности. Одна - лампа дневного света. Другая - лампа накаливания. Могут быть различия по виду, но везде один и тот же электрический ток. Этот электрический ток есть вы. Вы не являетесь лампочкой, отличающейся по виду от других лампочек. Вы - тот электрический ток, который один и тот же во всех лампочках. Вот кто вы.
Последователь: Свами, существует ли разница между мной и Богом?
Свами: Вы есть Бог. Вы не эго. Вы - Бог! Вы - Бог!
Последователь: Я Бог?!
Свами: Да! Да! Вы есть Атман. Вы не подвержены изменениям. Физическое эго не вечно. Физическое не есть Атман. Вы Атман. Вы Атман, не физическое. Вы - Бог. Думайте так всегда. Не думайте о теле. Думайте о Боге. Тело приходит и уходит. Для него существуют рождение и смерть. Но вы не тело! Тело это просто прах и тлен.
Последователь: Свами,как мы можем любить что-то, что не понимаем?
Свами: Развивайте веру в себя. Затем последует любовь. Она придёт естественно - изнутри. В этом случае любовь будет чистой. Ваше восхождение начинается с веры в себя и заканчивается само-реализацией, осознанием Высшего Я. То Высшее Я и есть вы. Это Бог. Это То, что вы есть в действительности.
Последователь: Свами, значит, вера в себя означает веру в своё Высшее Я?
Свами: Да, вера в себя есть вера в Высшее Я. Это непоколебимая любовь к Божественности, пребывающей внутри. Что вам поможет развить эту веру? Будьте беспристрастными. Довольствуйтесь тем, что имеете. Будьте счастливыми.
"Секрет счастья состоит не в том, чтобы делать то, что вам нравится, а в том, чтобы нравилось то, что вы должны делать. Это великая истина. Всегда имейте полную веру в Бога, который заботится обо всём. Истинное величие может прийти только от веры. Сейчас у вас нет веры в себя. Без веры в себя ваша вера в Бога будет шаткой. Где же тогда место для Божественной Милости, если она вдруг придёт? Где место для Божественности, чтобы утвердиться внутри? Если вы закроете дверь, как сможет дух раскрыться?
( Свами часто говорит: "Моя Милость приходит неожиданно. Вы всегда должны быть готовы". Когда Свами однажды спросили: "Свами, как нам обрести любовь Бога?", Он ответил: "Думайте только о Боге и только с любовью. Повторяйте с любовью имя Бога в своём сердце. Когда вы повернётесь к Богу, Бог повернётся к вам. Бог - это всегда только любовь. Когда Он повернётся к вам, Он наполнит вас своей любовью". Его спросили: "Но, Свами, почему же мы не делаем всё это, если это так важно? Почему мы забываем? Почему мы не думаем о Боге постоянно, с тем чтобы Он наполнил нас своей любовью?" Он улыбнулся и сказал: "А это Милость Бога. Думать о Боге для вас это Милость Бога. Это Его дар. Это Его благословение. Это то, что даруется Им - шанс для вас думать о Боге." )
Последователь: Но, Свами, как нам развить эту бесконечную любовь? Как нам развить эту веру в себя и бескорыстную любовь?
Свами: Только через Милость Бога. Любовь, бескорыстная любовь - всё это приходит через Милость Бога. Без Милости Бога вы ничего не сможете сделать. Вначале выполняйте свои обязанности и думайте о Боге весь день, с утра до вечера. Смотрите на всё как на Бога и будьте счастливыми. Думайте про себя: О Господь. Ты для меня всё. Ты - моя цель. Ты - мое дыхание. Не думайте: Это моё или то моё, или это не моё. Вместо этого, думайте : Всё это Ты, Господь. Всё - Твоё. Думайте так: Я выше тела, этот ум просто бешеная обезьяна. Я есть Атман. Я и Бог Едины. Думайте: "Перед тем, как появилось это тело, Я был. После того, как это тело уйдёт, Я останусь. Когда это тело уходит, Я есмь. Без этого тела Я всё равно есмь. Я вездесущий. Я есть всё. Чтобы осознать эту истину, вам необходимо заниматься садханой. Вы должны вникнуть в сущность вопросов: Что есть бог? Кто есть Бог? Кто есть Я?
"Иисус провёл 12 лет в пустыне и затем достиг самореализации. Первая ступень самореализации - это думать всё время о Боге, и спустя несколько лет вы познаете, что вы едины с Богом. Вначале вы можете думать, что весь этот мир является просто сценой, а вы просто актёр. Бог является режиссёром. Все остальные - актёры. Он руководит всем. Но не останавливайтесь на этом. Двигайтесь дальше и отождествляйте себя с Богом. Наполните ум Богом. Будьте Богом".
Последователь: Свами, следует ли нам идти и рассказывать все эти вещи другим?
Свами: Не говорите много. Займитесь какого-либо рода садханой. Сначала делайте. Затем будьте. После этого вы можете говорить. Но только немного. Займитесь медитацией. Делайте всё с любовью. Будьте хорошими, воспринимайте хорошее, делайте хорошее. После того, как вы обретёте веру в себя и любовь к Богу, вы можете поделиться с другими. Но это хорошее правило - не говорить слишком много. Говорите очень мало, даже о Боге. Во время садханы у вас будет внутренний разговор с Богом. Вы отбросите все привязанности и будете привязаны только к Богу. Для этого важна чистота сердца. Там, где нет чистоты, нет единства. Без чувства единства вы не сможете достигнуть Божественности. Тогда вся ваша жизнь - пустая трата времени. Сначала чистота, затем единство - и вы осознаете Божественность.
Последователь: А чистота, Свами, приходит от бескорыстного служения (сэва)? От служения другим?
Свами: Да, чистота приходит от бескорыстной любви, от бескорыстного служения другим. Все - одна семья, служите всем. Не только членам семьи Саи, но всей семье человечества. Все - братья и сестры. Все едины. Относитесь одинаково ко всем. Это и есть единство: когда все люди - братья, а Отец - Бог.