Высказывания Учителей




Успенский П.Д.



Заметки о работе над собой

Пытайтесь помнить и удерживать в памяти постоянно все линии, по которым вы должны работать. Вы должны работать над умом, над сознанием, над эмоциями и над волей. Попытайтесь понять, что каждая линия работы, нуждается в специальном внимании, специальных методах и специальном понимании. После некоторого времени все четыре начнут помогать друг другу, и затем они сольются в одну, но в начале четыре линии должны идти раздельно. Пытайтесь понять работу над умом. Для того, чтобы делать эту работу, вы должны постоянно пересматривать все идеи системы, относящиеся к человеку и Вселенной и в особенности относящиеся к психологии изучения эмоций, множества “я”, разделения человека, ложной личности, постоянному “я”, эзотеризму, школам и методам школьной работы. Удерживайте свой ум на этих идеях или, по крайней мере, возвращайтесь к ним так часто, как это возможно. Ваш ум никогда не должен быть в праздности. В каждый возможный момент вы должны размышлять над той или иной идеей, над тем или иным аспектом системы и над методами. Пытайтесь понять необходимость привнесения в вашу личную жизнь методов и принципов работы, и в первую очередь необходимости правильного мышления во всех личных вопросах и их возможном отношении к вашей работе. Без этого вы никогда не достигнете единства. Вы не можете позволить одной части себя думать неправильно и надеяться, что другая часть будет думать правильно.

Понимание принципов, правил и методов школьной работы - это одна из наиболее важных частей работы над умом. Ум должен быть обучен не колебаться в выборе между правильным и неправильным должен отлично понимать правильное отношение ко мне, к другим людям в работе и к людям снаружи. Ум должен понимать, что в самом начале работы над собой человек отказывается от своей свободы. Конечно же, это иллюзорная свобода, но когда человек помещает себя под законы работы, он, естественно, находится под большим числом законов, чем кто-либо вне работы.

Попытайтесь понять значение молчания в работе, значение искренности и значение истины.

Человек не может ожидать получать чего-либо от работы, если он не способен удерживать молчание, когда нет необходимости говорить. Люди обычно слишком много говорят, говорят ради собственного удовольствия, из гордыни, из тщеславия, из желания снова пережить приятные и болезненные переживания. Они говорят, потому что не могут сопротивляться отождествлению с разговором, или потому что не осознают, что им не следует говорить именно таким образом на определенные темы. Очень часто разговоры обладают особой привлекательностью для людей потому, что они знают, что им не следует говорить. Я даже не имею в виду разговор с людьми вне работы. С этим должно быть покончено задолго до того, как возникает какая-либо возможность серьезной работы над собой. Я имею в виду, что человек должен быть очень осторожным, даже разговаривая со своими друзьями по работе, до тех пор, пока ему не разрешили говорить.

Так же человек ничего не может ожидать, если он не может быть искренен с собой и со мной. С другими людьми в работе у человека может быть взаимное согласие относительно искренности обо всем или по поводу определенных предметов, но это может быть сделано только с моего одобрения и с моим полным знанием того, что было сказано.

В дальнейшем человек не может ожидать чего-либо получить от работы, если он боится или не желает говорить правду мне, даже если его не просили это делать.

Вы должны понять, что никто, если он желает оставаться в работе, не может просить другого человека в работе держать что-либо в секрете от меня и никто не может дать обещание держать что-либо в секрете. Это очень важный пункт. Человек должен быть всегда готов сказать мне все о себе и все, что он может узнать, о другом человеке. И человек должен это сделать сам, без напоминаний, и делать это с полным пониманием того, что это является существенной частью работы.

Вы должны понять, что вы не можете принять часть правды и отвергнуть или забыть другую часть. Вы должны понимать важность дисциплины в работе.

Вы должны понять значение слов: “Пожертвуйте своим страданием”. И правильные моменты, правильные методы, цель и возможные результаты такой жертвы.

Вы должны понять необходимость быть осторожным, говоря “я”. Вы можете сказать “я”, говоря о себе, только когда вы уверены, что говорите о работе или идеях, правилах и принципах работы, или в соответствии с теми правилами и принципами. Во всех других случаях вы должны пытаться понять, какая из ваших частей говорит или думает, и соответственно ее называть. Эту идею не стоит преувеличивать. Вы можете сказать без какого-либо вреда: “Я собираюсь купить сигареты”. Но вы не можете сказать: “Я не люблю этого человека”. Вы должны обнаружить, какая ваша часть не любит его и почему, а не приписывать эту нелюбовь всему себе.

Вы должны ясно понимать, что для самоизучения необходимо самонаблюдение. Вы должны понимать разницу между функциями и сознанием. Думая о функциях, вы всегда должны уметь различить интеллектуальную, эмоциональную, двигательную и инстинктивную функции; позитивную и негативную части интеллектуального и инстинктивного центров; двигательную; эмоциональную и интеллектуальную части всех центров. Вы должны изучать внимание и понять, как посредством этого изучения вы можете различать части центров.

В отношении к изучению сознания вы должны помнить, что вы знаете о сне и пробужденном состоянии, различных уровнях пробужденного состояния и о связи высших центров с более высокими состояниями сознания. Вы должны помнить, что вашей целью является создание в себе более высоких состояний сознания и установление связи с высшими центрами.

Вы должны помнить, что у высших центров есть множество неизвестных функций, которые невозможно описать обычным языком. У них есть гораздо больше силы и более глубокое проникновение в законы природы.

Вы должны помнить, что многие проблемы, неразрешимые для наших обычных умов, становятся разрешимыми для высших центров. И вы всегда должны возвращаться к идее постоянного “Я” и осознать, как далеко вы находитесь от него, и как много необходимо усилий и жертв для того, чтобы его достичь.

В работе над сознанием вы должны, во-первых, понять, что эта работа является полностью практической. Теоретическое изучение не поможет. Во-вторых, вы должны понять, что работа над сознанием может дать результаты, только когда она становится постоянной или по возможности близкой к постоянной.

Судорожная, случайная, прерывистая работа не может дать результатов. Поэтому пытайтесь найти способы, как сделать вашу работу над сознанием длительной. В начале ваш ум должен вас вести, постоянно напоминая о необходимости помнить себя и помогая вам поймать моменты беспамятства.

Но осознайте, что ум может только лишь подготовить вас для этой работы и вести вас только на определенном участке. В работе над сознанием вы можете идти дальше только с помощью воли и эмоций.

Помните также, что сознание можно измерить длиной периодов сознания и частотой их возникновения.

Поначалу усилия по созданию в себе сознания кажутся почти безнадежными. Но очень скоро они начнут давать результаты. Вы заметите эти результаты, когда увидите, как моменты сознания появляются сами по себе, без какого-либо усилия с вашей стороны. В действительности, они являются результатами предшествующих усилий. Очень сильно помогает самовоспоминанию практика остановки мыслей. Борьба с воображением и механическим разговором с собой или с людьми необходима с самого начала. Но самую сильную помощь самовоспоминанию человек все же получит, жертвуя своими страданиями. Только это может сделать работу над сознанием серьезной и реальной. До этого все является лишь подготовкой.

Работа над эмоциями, как и работа над сознанием, должна быть практической с самого начала. Она начинается с борьбы против выражения негативных эмоций. Когда приобретается определенный контроль и когда вы полностью осознаете все пагубные стороны негативных эмоций в вашей собственной жизни и в жизни вообще, вы должны составить план для личной работы над отождествлением, воображением и ложью в тех частных формах, которые они в вас принимают. В этой работе вы не должны бояться причинить себе боль. Поймите, что только причиняя себе боль, вы сможете получить то, что хотите. Вы сможете это сделать, соблюдая правила. Например, вы говорите что-то о себе или о других людях, то, что вы не хотите говорить, но то, что вас попросили рассказать. Также вы можете создать очень эмоциональное состояние, готовя себя к тому, чтобы сказать правду по поводу наиболее трудной и интимной темы, которая, как вы думаете, хорошо спрятана и замаскирована. Также осознайте, что есть много других видов страдания, через которые вы пройдете до того, как достигнете своей цели. Попытайтесь понять, что страдание это единственный активный принцип в нас, который можно превратить в высшее чувство, которое также является высшей мыслью и высшим пониманием.

Не пугайтесь размышления над своими эмоциями, когда вы найдете в них противоречия, даже если это причинит вам боль. Только сравнивая различные эмоции, относящиеся к тому же самому предмету, вы можете найти в себе буфера и в конечном итоге разрушить их, если вы работаете достаточно упорно и не боитесь причинять себе боль. Помните, что это приведет вас к пробуждению совести, которая является одновременно чувствованием противоречивых эмоций. И помните, что пробуждение совести - это необходимый шаг для перемещения на более высокий уровень сознания.

Практикуйте удаление отождествления и воображения из негативных эмоций без их разрушения. Вы можете получить совершенно неожиданные и очень интересные результаты.

Учитесь трансформировать эмоции в умственные отношения и переносить их в ум. Многие эмоции, которые являются совершенно бесполезными и даже вредными в эмоциональном центре, из-за того, что они не могут здесь существовать без отождествления и воображения, становятся весьма полезными как умственные отношения и помогают самонаблюдению, наблюдению других людей и общему пониманию. Попытайтесь просмотреть все ваши эмоции за все то время, что вы были связаны с системой, эмоции, относящиеся к самой системе, ко мне, к вам и к другим людям в работе.

Пытайтесь быть искренними с собой. Смотрите, как вы всегда пытались извлечь выгоду из пребывания в работе, например, используя особую доверительность, которая устанавливается между людьми в работе благодаря обыкновенному психологическому изучению и исчезновению многих буферов, для того, чтобы обзавестись друзьями обычным механическим и сентиментальным образом, чтобы завести любовные увлечения и т.д. Посмотрите, какую пользу вы извлекли из вашей связи с работой. Посмотрите, как часто вы были эгоистичны и расчетливы, как мало вы давали работе, и как много вы брали из нее.

Посмотрите, как много учитывания было в ваших отношениях, как много требований и как много сопротивления, особенно, когда люди пытались вам помочь.

Попытайтесь увидеть, насколько бедна ваша оценка работы, и как много вы с этим упустили. Попытайтесь увидеть, насколько вы были глупы, выражая негативные мнения людям, которые могли бы вам помочь, многие из которых уже исчезли. Попытайтесь увидеть себя таким, какой вы есть в действительности. И не позволяйте себе отдыхать, не утешайте себя ложными надеждами и ожиданиями чудес или решениями действовать по-другому завтра.

Подумайте о жизни вообще, о массе слепых и спящих людей без какого-либо шанса стать чем-то еще в мире. Подумайте о себе, осознайте, как много было у вас возможностей, и как много вы уже упустили и продолжаете ежедневно терять.

Подумайте о смерти. Вы не знаете, сколько времени вам осталось. И помните, что вы не станете другим, все повторится снова, все глупые промахи, все глупые ошибки, все потери времени и возможностей - все будет повторено за исключением шанса, который у вас есть в это время, потому что шанс никогда не приходит в той же самой форме.

В следующий раз вам придется искать свой шанс. И для того, чтобы это сделать, вам придется помнить многие вещи, а как вы будете помнить тогда, если вы не помните сейчас? Попытайтесь понять работу над волей. Вы начинаете ее, работая над умом и сознанием, работа над эмоциями усиливает еще больше волю и подготавливает вас к дальнейшим усилиям. Но настоящая работа над волей начинается с попыток понять самоволие и после обнаружения примеров его проявления в своих действиях. В этом месте приходит необходимость большой искренности с самим собой и необходимость быть готовым сказать мне о своих проявлениях самоволия.

Для того, чтобы лучше понять разницу между волей и самоволием, научитесь различать между механичным и сознательным. Самоволие всегда механично, воля всегда сознательна. Вы должны понять, что даже на обычном уровне есть большая разница между механичным и сознательным. В жизни эта разница связана с различием между важным и неважным, но в жизни различие между важным и неважным варьирует для разных людей и изменяется со сменой обстоятельств. Для людей в школах “важное” всегда связано с работой.

Если вы считаете себя связанным со школьной работой или желаете быть в ней, но колеблетесь в отношении жизненных дел и не знаете, какой выбрать путь, то вы всегда сможете найти более важное для вас, рассматривая вопрос с этой точки зрения. “Важное” всегда одним или многими способами связано с работой и не может противоречить принципам и методам работы. Механические решения и действия всегда противоречат методам работы и наносят вред вашей работе и вашему положению в работе.

Если вы сами не можете решить, что более важно, и какой выбрать путь, - вы должны спросить меня.

Если вы серьезны в работе и хотите в ней быть, вы не должны принимать никакого решения, которое может воздействовать на вашу жизнь, не спросив сначала моего мнения. Ваши собственные решения в серьезных случаях обязательно будут основаны на самоволии.

Но вы не можете спрашивать моего мнения или решения, когда вы уже приняли свое собственное решение и уже начали действовать на его основе, потому что это означает самоволие в действии, и в таком случае слишком поздно меня спрашивать. Вопросы о моем мнении и решении, когда ваше собственное решение уже принято, являются настоящими проявлениями неискренности с самим собой и попытками обмануть меня ложными отговорками.

Попытайтесь осознать, что механические действия и механические решения всегда основаны на интересах вне работы (даже если вы убеждаете себя, что результат будет полезным для работы), на заинтересованности в удовольствии, в удобстве, комфорте, или они являются результатом негативных эмоций и воображения. Попытайтесь понять, что, если вы в работе и желаете быть в работе, наиболее механическое проявление - это ложь мне или сокрытие истины от меня.

Требование полной правды не относится к людям, только начинающим работать со мной. Они должны проделать длительную предварительную работу над умом и сознанием до того, как полная правда станет необходимой и обязательной. Но когда они осознают необходимость личной помощи, и когда я обнаружу, что они готовы и я могу им помочь, тогда принцип полной правды становится обязательным. И он является, конечно же, обязательным для всех людей, которые были в работе пять лет, а также для некоторых, кто был гораздо меньше, но уже сформулировал свою цель. Помните, что ваша главная работа должна быть над самоволием. Человек начинает отказываться от самоволия через принятие правил, но человек должен быть искренен в этом. Позднее он должен отказаться от своего самоволия во всех серьезных делах и принять другую личную волю, в данном случае мою. Только делая это и делая это с полным пониманием необходимости этого, человек начнет постепенно приобретать свою собственную волю. В действительности само действие по отказу от самоволия и есть первое действие, первое проявление настоящей воли. Четыре линии работы над собой могут обозначить как интеллектуальную работу - подготовка, работу над сознанием - цель, работу над эмоциями - средство, энергия, работу над волей - контроль и также энергия.

(Успенский П.Д. “Совесть - поиск истины”)


Hosted by uCoz